Сначала давайте договоримся, что следует понимать под чувствами в широком смысле этого слова. Есть несколько понятий, которые близки в повседневном языке и часто употребляются как синонимы: ощущения, эмоции, настроение и собственно чувства.
Допустим, вы избежали драки и объясняете это тем, что почувствовали, будто вам нужно немедленно уходить. Что помогло вам принять такое решение? Сначала пришло ощущение некомфортности: вы уловили возрастающую агрессию окружающих, ощущение вызвало эмоциональную реакцию страха («я испугался»). Вы можете в этом и не признаться, даже не отследить это, или сказать просто о «легком беспокойстве». Затем пришло чувство: «Я боюсь, что могу пострадать». На основе него вы приняли разумное решение: «Я не хочу в этом участвовать, поэтому ухожу».
Эмоции в отличие от чувств более ситуативны. Они появляются не сразу и во многом воспитываются окружением. Вот трехлетний малыш взял в саду у другого ребенка понравившуюся ему игрушку. Что он испытывает? Радость обладания, а может быть, и гордость собой. Но мама, узнавшая об этом, объяснит ему, что он, по сути, украл чужую вещь и должен стыдиться своего поступка. Если подобные эпизоды будут повторяться, она постарается добиться, чтобы наученным чувством был именно стыд за такой поступок, потому что это чувство поможет ему вовремя остановиться. С этой точки зрения «воспитанные» чувства не будут правдивыми, потому что, если бы нам в свое время не донесли, что именно мы должны чувствовать, мы, вероятно, об этом и не узнали бы. Но этот механизм необходим в обществе, так как для жизни в нем нужно соблюдать определенные правила. Каждая социальная норма, усвоенная нами, содержит эмоциональный компонент: «говорить правду – хорошо, а врать – плохо».
Однако иногда воспитанные чувства бывают со знаком «слишком», и тогда мешают человеку. Например, если ребенку с детства твердить, что он боится выступать перед окружающими (на основании, может быть, всего одного-двух фактов), подчеркивать, ориентироваться на это, то он привыкнет к мысли, что это действительно так. На праздниках в саду он начнет заикаться, в школе создастся ситуация «все знает, а сказать не может», а во взрослой жизни ему будут закрыты профессии, связанные с публичными выступлениями. Таким образом, родители оказали ребенку «медвежью услугу»: подкрепили в нем чувство страха перед публичными выступлениями. Примеров «воспитанных» чувств немало: «да она у нас не красавица» (и даже очень привлекательная девушка будет чувствовать себя дурнушкой) или, напротив, «ты у нас красотка» (и девушка со средней внешностью будет уверена в себе); «он не семи пядей во лбу»; «он успешен во всем». Любая установка имеет эмоциональный компонент и связана с переживанием какого-то чувства.