Как мы ужеотметили, это продолжается до тех пор, пока ребёнок не перестанетнуждаться в материнской опёке, т.е. пока не научится самостоятельноесть, пить, одеваться, купаться и т.п. Шариат не устанавливает дляэтого определенный срок. Это может произойти в семь, девять или даже водиннадцать лет — в зависимости от разных обстоятельств.
Когдамальчик станет в достаточной степени самостоятельным, родители должнывместе принять решение, с кем ему лучше жить дальше. Но если они несумеют договориться самостоятельно, то право выбора предоставляетсяребёнку. Такое решение выносили ‘Умар, ‘Али и Шурайх. Это же мнениеразделяли богословы шафиитского и ханбалитского толков. Абу Ханифасчитал, что если мальчик может есть, пить, одеваться и справлять нуждусамостоятельно, то отец имеет больше права на него. Однако первоемнение подтверждается хадисом Абу Хурайры о том, что одна женщинапришла к Пророку и сказала: «Посланник Аллаха, мой муж хочет увестимоего сына, а он приносит мне воду из колодца Абу ‘Инабы и помогаетмне». Пророк сказал мальчику: «Это — твой отец, а это — твоя мать.Возьми за руку того, кого захочешь». Он взял мать за руку,
и она ушлавместе с ним. Об этом сообщил Абу Давуд.
Относительно судьбы девочкипосле того, как она станет самостоятельной, существуют большиеразногласия. Имам аш-Шафи‘и считал, что если родители не могут прийти ксогласию, то девочка, как и мальчик, имеет право самостоятельновыбрать, с кем ей остаться. Малик отдавал предпочтение матери, покадевочка не выйдет замуж и не начнёт супружескую жизнь. Абу Ханифа тожесчитал, что мать имеет больше прав на девочку, пока у неё не начнутсяменструации или пока она не выйдет замуж. По мнению Мухаммадааш-Шайбани, когда девушка достигает половозрелого возраста, материследует передать её на воспитание отцу. Богословы ханбалитского толкасчитали, что больше прав на воспитание подрастающей девочки имеет отец,потому что она нуждается в его опёке, а он обладает правом наопекунство при её замужестве.
Нужно отметить, что окончательноерешение о том, с кем будет жить ребёнок, ложится на плечи судьи. Ни вКоране, ни в достоверной сунне нет категоричного суждения по этомуповоду. Поэтому судья обязан отдать предпочтение той стороне, котораясможет лучше позаботиться о ребенке, принимая во внимание набожностьродителей, их условия жизни, здоровье и прочие обстоятельства. Внекоторых случаях для разрешения этого вопроса разрешается прибегать кжребию. Однако следует помнить, что материальное обеспечение ребенка влюбом случае остается обязанностью отца. А лучше всего об этом известноАллаху.