Разница между ними в том, что шутящий имеет намерение произнести эти слова, хотя и не желает того решения (хукма), которое они подразумевают, однако это не ему решать. На мукалляфе — лишь делание причины, но результат этих причин и их ахкамы — за Законодателем, и все равно, хотел ли этого человек (намеревался ли на это) , или нет. Что имеет значение здесь, так это его намерение на причину (для толяка, никяха, и тд, а это слово), которую он произнес по собственному выбору в состоянии здравости рассудка, и будучи мукалляфом. И если он намеревался произнести эти слова, то Законодатель связал с ними решение (хукм) к нему, все равно, говорил он серьезно или шутил. Это не то же самое, что и положение того, кто спит, или говорит, не понимая смысла, по причине болезни рассудка, или сумасшедшего, или временно потерявшего рассудок, ведь воистину, у них нет никакого правильного намерения, и они не являются мукалляфами (не несут ответственность), поэтому слова, которые они произносят — это праздная речь, как речь ребенка, который не понимает, что он говорит, и не имеет это ввиду. Суть вопроса в разделении между тем, кто говорит нечто намеренно, зная, что он говорит, но не желая быть подвергнутым хукму того, о чем он говорит, и тем, кто не имеет это ввиду и не знает, что это означает. Существует 4 категории, которые установил Законодатель: 1. Когда человек намеревается на хукм, но не произносит слова. 2. Когда он не имеет намерение ни ни на слово, ни на хукм связанный с ним 3. Когда он намеревается произнести слова, но не желает хукма связанного с ними. 4. Когда он подразумевает и хукм и произнесение слов. Первые две категории — это пустая речь, а вторые две принимаются в рассчёт. Это то, что понимается из всех текстов и положений» см. "Зад аль- Ма'ад", 5/204-205
|